Метро Стамбула: схема, маршруты, обзор

Метро Стамбула — это крупнейшая система метрополитена в Турции, которая соединяет центральные районы города с его окраинами и аэропортами. Система состоит из нескольких линий, общая протяженность которых превышает 150 километров. Метро Стамбула предлагает удобный и быстрый способ передвижения по городу, особенно в часы пик, когда дороги часто перегружены. Кроме того, в метро Стамбула есть множество трансферных станций, позволяющих легко пересаживаться между линиями и перемещаться по городу без пересадок.

Билеты на метро можно купить в автоматах на станциях или использовать Istanbulkart — электронную карту, которую можно пополнять и использовать для проезда на метро, автобусе.

Планируя поездку в Стамбул, не лишним будет ознакомиться с работой общественного транспорта. Ведь каждый турист стремится, как минимум, посмотреть историческую часть города, посетить супермаркеты и базары, чтобы приобрести сувениры себе и друзьям, купить славящиеся на весь мир турецкие шубы и манто. Доехать туда выгоднее всего на общественном транспорте, причем самым востребованным из них у местных жителей и гостей Стамбула давно уже является подземка.

Часто задаваемые вопросы
Сколько веток метро в Стамбуле?
Всего в метро Стамбула 7 веток, 5 из которых находятся в европейской части города, а оставшиеся 2 линии проходят в азиатской части.

О том, как работает метро Стамбула (о схемах, маршрутах), и обзор наиболее важных для туристов линий далее на ResortTurkey.

Особенности стамбульской подземки

Особенности метро в Стамбуле
Вагоны метро

В этом турецком городе примерно 15 миллионов жителей. К ним нужно добавить множество гостей – они приезжают сюда тысячами каждый день. А потому общественный транспорт играет в Стамбуле очень важную роль. Местные жители активно пользуются автобусами и трамваями, которые курсируют между центром и спальными районами. Востребованы и паромы. У туристов же, как и у значительной части стамбульцев, в чести метро.

  • Строительство подземки в этом городе началось в 1988 году.
  • В 1989-м были запущены некоторые станции.
  • Открытие метро как полноценного объекта состоялось в 2000-м. но на этом дело не закончилось. Строительство новых станций и расширение линий продолжается и в настоящее время.

Сегодня на метро с пересадкой и без можно добраться до важнейших районов Стамбула.

Большинство гостей города знакомится с подземкой уже в аэропорту «Ататюрка» — те, кто не заказал трансфер, нередко начинают свой путь к отелю именно в метро. Тем более что попасть в него можно прямо из здания аэропорта.

Передвижение на метро осуществляется по семи линиям:

  • 5 из них располагаются в европейской части Стамбула;
  • 2 – в азиатской.

Все ветки метрополитена на карте обозначены разным цветом – так пассажирам легче ориентироваться, как добраться до нужного места. Пути проходят по подземным тоннелям и над землей – последние напоминают трамвайные остановки. На всех станциях очень чисто, а потому сорить в метрополитене нельзя.

Линии стамбульского метро

Линии метро Стамбула
Обычная посадка в метро

Протяженность линий различна, как и их востребованность у пассажиров. А потому время ожидания транспорта не везде одинаково.

Часто задаваемые вопросы
Какой график работы стамбульского метро?
Вагоны выходят на первый рейс в 6.00, кроме линии М2, которая начинает работать в 6.15. Метро Стамбула работает до 00.00, интервал движения поездов в среднем составляет 5 минут.
  • Yenikapı — Atatürk Havalimanı. Это линия М1А, по ней можно добраться – правда, с пересадкой — от аэропорта до центра Стамбула (исторического района Султанахмет). Функционирует данная ветка с 1989 года, но вплоть до 2014-го велись работы по ее расширению. Сейчас это 21 км пути 18 станций. Ежедневно по линии проезжают около 400000 жителей и гостей города. Время ожидания поезда – не более 6 минут в часы пик.
  • От линии М1А отходит М1В, направление – 14 км на запад. Движение — Yenikapı –Kirazlı. Пассажиропоток такой же, интервал в движении поездов – 4 минуты. Обе линии на карте обозначаются красным цветом, а потому пассажиры нередко не обращают внимание на то, что линии М1А и М1В расходятся.
  • Yenikapı — Hacıosman. Линия М2. Растянулась на 23,5 км. Проходит через 16 станций и ведет к площади Таксим. Работать начинает чуть позже остальных веток – в 06.15. На карте зеленого цвета.
  • Kirazlı – Olimpiyat – Başakşehir. Ветка М3. Строительство шло с 2006 по 2013 год, линия растянулась на 15,9 км. Вагоны проходят через 11 станций с интервалом в 3 минуты. Обозначена синим цветом.
  • Kadıköy – Tavşantepe. Линия М4. Достаточно молодая (полностью запущена в 2016 году) и самым большим количеством станций (их всего 19, протяженность – 26 км). На карте ветка розовая.
  • Üsküdar – Yamanevler. Линия М5. В процессе строительства: пока запущены 10,5 км, на пути 9 станций, после полного запуска их количество увеличится до 17,8 км и 16. Цвет на карте – фиолетовый.
  • Levent — Boğaziçi Ü./Hisarüstü. Ветка М6. Самая короткая в стамбульском метрополитене, ее протяженность — 3,3 км. Проходит всего через 4 станции. Обозначена коричневой линией.

На всех ветках, кроме М2, движение начинается в 06.00 и заканчивается в полночь. Поезд в среднем приходится ждать около 5 минут.

Способы оплаты

Способ оплаты метро
Автомат для оплаты проезда

Оплатить проезд в стамбульской подземке можно разными способами. К его выбору следует отнестись внимательно, так как это влияет на стоимость.

Вопрос эксперту
Сколько стоит проезд в метро Стамбула?
Кирсанов Дмитрий
Стоимость одноразового жетона для поездки на метро составляет 5 лир. Тем, кто планирует часто передвигаться на подземном транспорте, можно приобрести проездной билет на 180 поездок, цена которого 250 лир. Сэкономить позволяют электронные билеты: стоимость 10 поездок по ним составит 32 лиры. В метро Стамбула с пассажира также взимают дополнительную плату за переход с линии на линию: от 0,9 до 1,85 лир.

Вот возможные варианты:

  • Одноразовые жетоны. Это самый распространенный у гостей города способ оплатить проезд в общественном транспорте. Купить жетон можно на любой станции в специальном автомате Jetonmatik — он принимает только наличные, и об этом нужно помнить. Проезд по жетону получается не самым дешевым – 5 лир. Поэтому выгоден он тем пассажирам, которые совершают разовые поездки.
  • Mavi Kart или «Синяя карта». Это проездной билет, по которому можно проехать 180 раз. Стоит Mavi Kart 250 лир. В пересчете на одну поездку такой способ оплаты выходит гораздо дешевле, чем по одноразовому жетону. Выбирают его туристы, приезжающие в Стамбул не меньше, чем на 3-4 недели, и планирующие часто пользоваться метро. Место покупки – частные или государственные киоски Satış Noktası.
  • Электронные билеты. Их преимущество перед Mavi Kart в том, что по такому билету можно совершить от одной до 10 поездок. Причем чем больше их будет, тем дешевле окажется проезд. Для сравнения: 1 поездка стоит 5 лир, 3 – 11 лир, 10 – 32 лиры.
  • Istanbul Card. Это универсальная карта, очень популярная у стамбульцев. Istanbul Card дает право ездить не только в метро, но и в автобусах, трамваях. Саму карту можно купить за 6 лир в тех же киосках Satış Noktası, после чего на нее нужно положить деньги. Делают это в терминалах Biletmatik — они расположены на станциях с большим пассажиропотоком. Таким вариантом оплаты общественного транспорта пользуются местные жители, поскольку карта дает хорошую скидку – стоимость поездки в метро составляет 2,6 лир. К тому же уплаченные при покупке деньги (6 лир) можно вернуть перед отъездом из страны.

Также нужно иметь в виду, что в стамбульской подземке переход с одной ветки на другую оплачивается. Его стоимость:

  • 1,85 лир – первый переход;
  • 1,40 лир – второй;
  • 0,90 лир – третий и каждый последующий.
Часто задаваемые вопросы
Кому предоставляется право бесплатного проезда в метро Стамбула?
Покупать билет не нужно только детям, не достигшим 6-летнего возраста. Остальным пассажирам необходимо иметь жетон либо проездной.

Схитрить и пройти бесплатно не получится – вход на каждую линию оборудован турникетом.

Как пройти в метро и доехать до нужного места

Как пройти в метро
Поезд метро

Чтобы попасть к нужной линии метро, нужно обзавестись жетоном или проездным. Дальше все просто.

  • Жетон необходимо опустить в предназначенное для этого гнездо на турникете. После этого прозвучит звуковой сигнал – он означает, что можно двигаться дальше.
  • Проездной необходимо приложить к окну, через которое с него считывается информация. В случае с Mavi Kart и обычным электронным билетом этого достаточно. При использовании Istanbul Card на экране можно будет увидеть, какую сумму списали и сколько денег осталось на карте.

После прохода через турникет можно ориентироваться по электронным табло-указателям. Остановки в поездах объявляют на турецком и английском. Если возникают трудности с языком, лучше заранее изучить движение поездов по линиям и сориентироваться, где именно нужно выходить. Можно попытаться найти схему метрополитена на русском языке и закачать ее в телефон.

Как состыковать поездки в метро и на скоростном трамвае

В Стамбуле редко получается доехать до места назначения на одном виде транспорта. Очень часто приходится пересаживаться с метро на трамвай и наоборот. А потому нужно представлять, как это происходит, чтобы не попасть впросак и оказаться в нужном месте в назначенное время.

В Стамбуле есть два вида пересадки с метро на скоростной трамвай:

  • Короткая. Похожа на пересадку с одной ветки метро на другую, так как трамвайная линия находится рядом со станциями метро. Переход осуществляется через турникет, оплата – по электронному билету. При переходе дается приличная скидка. Пример пересадки с метро на трамвай, которой часто пользуются туристы: аэропорт «Ататюрк» (ветка М1А) — станция «Зейтинбурну» (трамвайная линия Т1) — район Султанахмет.
  • Длинная. В этом случае происходит полное разграничение подземного и наземного транспорта: нужно покинуть метрополитен и дойти до станции, где останавливается трамвай. Вход на вторую станцию также осуществляется через турникет по проездному, при этом предоставляется хорошая скидка. Недостаток длинной пересадки в том, что иногда нужно пройти довольно большое расстояние. Например, между станциями Aksaray (метро) и Yusufpaşa (трамвай) примерно 350 метров. Ситуация в этом случае осложняется еще и тем, что город незнакомый и требуется дополнительное время, чтобы сориентироваться.

В Стамбуле есть также связка метро и метробуса (скоростного автобуса), но туристы последним практически не пользуются. Метробусы курсируют в основном между центром и спальными районами города.

Станции метро, которыми туристы пользуются чаще всего

Станции метро
Популярная остановка в Стамбуле

Их не так много. Маршруты путешественников обычно проходят через станции:

  • Ataturk Havalimani. Это главный аэропорт Стамбула, куда прилетает большая часть туристов. Отсюда же они отправляются на родину.
  • Otogar. Название главного автовокзала. С него можно отправиться во многие уголки страны. Популярны, например, поездки на автобусе из Стамбула в Аланию.
  • Aksaray и Yusufpaşa. Пересадка с метро на трамвай происходит при поездке в историческую часть города или на главный автовокзал.
  • Zeytinburnu. Так называются станции метро и трамвая. Связывают они аэропорт и Султанахмет.

Отдельно нужно упомянуть Marmaray. Это часть метро под Босфором между станциями Sirkeci и Uskudar. Глубина тоннеля – на 60 метров ниже поверхности пролива. Обычно туристы выбирают эту поездку только ради того, чтобы прокатиться под водами Босфора – этот момент длится 4 минуты. Немаловажно и то, что таким образом можно быстро попасть из Европы в Азию.

Как вести себя в стамбульском метро

Чтобы поездки в подземке Стамбула не вызывали проблем, нужно следовать принятым здесь правилам. Вот основные из них:

  • Бесплатно в метро могут ездить только дети до 6 лет. Все остальные пассажиры должны предъявлять проездной при первом требовании сотрудника метрополитена.
  • Недопустимо использовать льготные карты (например, для пенсионеров) категориям населения, не имеющим соответствующего статуса.
  • Запрещено курение, в том числе электронных сигарет, в любой точке метрополитена.
  • Необходимо уважительно относиться к другим пассажирам и персоналу подземки. Склоки и скандалы здесь неприемлемы.
  • Проводить съемку можно только по разрешению администрации. Основание для этого должно быть веским.
  • В подземку не пропустят с багажом тяжелее 30 килограммов. Допустимые его габариты — 120x50x60 см. Важный момент, если планируется добираться от аэропорта до отеля общественным транспортом.
  • Надпись Girilmez на двери в метрополитене переводится как «Вход запрещен» — ее содержание говорит само за себя. Также нельзя переступать желтую черту, которую можно увидеть на перроне и на станции.
  • Скейтборды, ролики и другие аналогичные средства передвижения в стамбульском метрополитене запрещены.
  • Нельзя входить в метро с большими собаками и ядовитыми животными. Разрешено проносить небольших питомцев в клетке и проходить с собакой-поводырем.

Само собой разумеется, что в метро Стамбула не пустят с горючими, взрывоопасными и легковоспламеняющимися веществами. В случае необходимости можно связаться с водителем поезда, работником СБ и любым другим сотрудником метрополитена или нажать на кнопку аварийной остановки.

Вы уже бывали в Стамбуле? Оставьте свой комментарий на ResortTurkey.

Любите ли вы ездить на метро?
Да, считаю это самым удобным и быстрым способом передвижения
75%
Нет, предпочитаю наземный транспорт
25%
Пользуюсь только личным автомобилем
0%
Проголосовало: 8
Поделиться с друзьями

Travel эксперт по Турции, путешественник и руководитель туристических проектов.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
ResortTurkey
Добавить комментарий

  1. Вероника

    Безусловно стамбульская подземка хорошо выручает в час-пик, и исключает попасть в пробки, которые иной раз раздражают. Но… туристу разобраться в подземке будет очень сложно. Только если вы тут живете, тогда со временем разберетесь. Мне понадобилось несколько недель, пока я научилась пользоваться метро мегаполиса. Там вроде бы все просто, но много заморочек, которые я никак не могла понять. А еще когда и язык не знаешь, то вообще катастрофа.

    Ответить